Родители чаще всего недовольны таким современным новшеством как интернет. Сетуют на то, что ребенок все свое время тратит на общение в соц. сетях и игры. Однако ничего изобретенное в этом мире не является абсолютно вредным или абсолютно полезным. Ведь с появлением компьютера и интернета, мы стали быстрее и легче получать нужную информацию. А сколько возможностей открывается для познания, взаимодействия буквально со всем миром!!! Дело конечно не в интернете (или компьютере) самом по себе, а в том, как этим всем пользоваться. Если ребенок часами занят играми – стрелялками и, в ущерб сну, урокам или домашним обязанностям, проводит время в телефоне, то можно говорить о нерациональном использовании данного новшества или даже о компьютерной зависимости. Главными причинами формирования компьютерной зависимости являются:

Чувство внутренней неудовлетворенности жизнью, взаимоотношениями с окружающими, и, как следствие – уход от трудностей и неприятной реальности в виртуальный мир, где все получается легко и просто:

— компьютер может быть источником положительных эмоций, которые подросток не получает в повседневной жизни;

— неумение ребенка справляться с негативными эмоциями. А в компьютерных играх можно легко  выплеснуть агрессию, злобу, обиду;

— заниженная самооценка на фоне высоких амбиций. Ребенок с низкой самооценкой самоутверждается в игре, чувствуя себя победителем, суперменом;

— высокая степень внушаемости подростка, готовность подчиняться чужой воле и мнению также способствует развитию зависимости;

— отсутствие друзей, одиночество;

— не умение общаться: устанавливать контакты и строить отношения;

— отсутствие по настоящему интересного дела, сильной увлеченности;

— низкая загруженность в школе и дома: ребенок мало тратит времени на выполнение уроков, у него нет домашних обязанностей;

— отсутствие теплых эмоциональных отношений с родителями;

— слабые волевые качества, лень;

— проблемы в семье: ссоры между родителями, предразводное состояние или развод мамы и папы…

Обобщая все причины, можно сказать: чем больше у ребенка внутренних психологических комплексов и проблем с окружающим миром, тем легче у него формируется компьютерная зависимость.

Симптомы компьютерной зависимости:

— ребенок проявляет раздражение, если кто-то или что-то отвлекает его от компьютера (телефона);

— большую часть времени проводит за компьютером;

— почти все его друзья – виртуальные или вообще нет друзей;

— он не способен самостоятельно закончить занятие на компьютере;

— ради компьютерных игр он отказывается от сна, приема пищи, выполнения уроков и домашних обязанностей;

— стал плохо учиться, пропускает занятия в школе;

— испытывает положительные эмоции только тогда, когда играет в игры или «сидит» в соц. сетях;

Если вы столкнулись с такой проблемой у подростка, то:

Действия взрослых.

  • Определите, что именно привлекает ребенка в такого рода деятельности: если это игра, то каков сюжет наиболее популярных игр.
  • Игра, как правило, отражает насущные потребности ребенка, может быть реализацией его желаний, служить средством разрядки накопившихся негативных эмоций. Так, если мальчик играет в игры, сюжетом которых являются победы над противником, преодоление трудностей, проявление силы и мужественности, значит у него потребность в мужской социализации и самоутверждении. Альтернативой этому послужит спортивная секция, совместные занятия с мужчинами. Игры с «кровожадными сюжетами» свидетельствуют о внутренней агрессии ребенка и, в какой-то мере служат способом ее разрядки. Эффективнее конечно понять и по возможности устранить причины такой агрессии.
  • Интенсивное общение подростка в социальных сетях во-первых отражает его насущную потребность в общении со сверстниками. Это — одно из новообразований данного возраста. Однако, если такое общение «зашкаливает» и идет в ущерб учебной деятельности или обязанностям по дому, родителям следует его ограничить, или точнее помочь ребенку ограничить для себя это общение:

— напомнить о важности и необходимости выполнения уроков, домашней работы;

— составить план выполнения тех или иных дел с конкретным указанием времени. Особенно обратить внимание на временные рамки компьютерных игр и общения в соц. сетях;

— контролировать исполнение составленного графика;

— в случае не исполнения – использовать санкции, которые должны быть заранее обговорены: «…мы с тобой договорились о том, когда и в какое время ты будешь играть в игры (или общаться в интернете), если ты не будешь этого соблюдать, я вынуждена (вынужден) запретить тебе …(и дальше в качестве запрета выбирается что-то значимое для ребенка: покупка какой-то вещи, посещение секции или кружка и т.д.);

— наряду с компьютером, заинтересовывайте ребенка в других занятиях. Для подростка будут привлекательными совместные семейные дела (уборка квартиры, работа на дачном участке…) и развлечения (лыжные прогулки, посещение катка, подготовка семейных капустников);

— учите ребенка общению со сверстниками: поощряйте приглашение к себе в дом его друзей, анализируйте с ним конфликтные ситуации в школе, знакомьте с правилами общения;

— поддерживайте инициативу подростка участвовать в школьных (городских) мероприятиях;

— посещайте вместе с ним концерты, спектакли и другие развлекательные мероприятия;

— отправляйтесь с ним в путешествие, по туристической путевке

— показывайте ему яркие, интересные моменты реальной жизни;

— вдохновляйте ребенка на преодоление тех трудностей, которые возникают у него на жизненном пути;

— предложите посещать занятия психологического тренинга;

— обязательно проводите «цензуру» компьютерных игр, в которые играет ваш ребенок. В игре не должно быть нецензурных слов, она не должна содержать насилия, цинизма, сексуальной тематики, противозаконной информации,

— организуйте семейное чтение, настольные игры.

                                        Лысогорская М.В., Суркова Т.В.

Компьютерное рабство

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.